Сочинения и изложения
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения
правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Примерный объем текста для сочинения и подробного изложения:
в V классе -100-150 слов,
в VI классе - 150-200,
в VII классе - 200-250,
в VIII классе - 250-350,
в IX
классе - 350-450 слов.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются
оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
В старших классах оценки
за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за
содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский
язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки
«5»
Содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается
последовательно. -
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых
недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
«4»
Содержание и речь
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и
не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Содержание и речь
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4
пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых
недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий